Вы не вошли в систему или не зарегистрированы. Пожалуйста, Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей форума...

Рейтинг темы:
  • Голосов: 0 - Средняя оценка: 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Воспитание и образование биоэтики.
#1
Безграничное сострадание, милосердие ко всем живущим существам есть полнейшее ручательство за нравственное поведение. /Шопенгауэр/

Принципы нравственного воспитания и биоэтика
Биоэтика - это составная часть этики, т. е. область нравственного отношения к окружающему человека миру. Этичный человек не может оставаться равнодушным к страданиям другого, даже если этот другой - животное. Этика отношения к людям и этика отношения к животным - биоэтика - имеют одну и ту же психическую основу - способность сопереживания. Поэтому воспитание у детей доброго отношения к животным формирует у них такие социально важные качества, как отзывчивость, доброта.

Нравственное воспитание ребенка состоит в том, что ему постоянно напоминают об интересах других; когда в основу воспитания положена не просто этика, а универсальная этика, ребенку постоянно указывают, что и животные имеют потребности, способны чувствовать. Универсальная этика расширила рамки философии и дополнила круг лиц, по отношению к которым человек должен чувствовать ответственность; и биоэтическое воспитание - это наиболее полное и логическое решение задач воспитания, это формирование гармонически развитой личности, руководствующейся в своих действиях не просто традициями, не антропоцентрической моралью, оправдывающей дурные методы благородными целями, но оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности. При биоэтическом воспитании устраняется та ущербность миропонимания, которую Швейцер называл игрой на рояле, когда нельзя касаться определенных клавиш - эти клавиши представляли собой те области деятельности человека, которые не выдерживали критики с точки зрения этики: т. е. отношение человека к животным.

Прогресс как нравственный и духовный рост человека
Слово прогресс, употребляемое в обыденной речи, обычно понимается как успехи в развитии техники - транспорта, городского строительства, индустриализации, связи, производства энергии. Можно признать, что развитие этих областей деятельности человека облегчило жизнь человеку, сделало более доступной информацию различного рода, освободило человека для умственной работы. Однако сами по себе успехи в области техники не являются самоцелью, не представляют собой прогресса, их можно считать одним из средств ускорения прогресса.
Чтобы определить, в чем выражается истинный прогресс, следует выбрать критерии, по которым его можно оценивать.
Слово прогресс означает движение - имеется в виду движение к лучшему; а для людей лучшее - это их личное благополучие; тогда, очевидно, прогрессом следует считать процессы, которые приносят благополучие всем членам общества. Забота обо всех - это основное положение этики; таким образом, прогрессом можно считать все более этичное отношение ко всем членам общества. Если встать на позиции биоэтики, то следует учитывать также и благополучие животных.
Изобретения различного рода в области техники, медицины, биологии - не являются во всех случаях благом для человека, тем более для животных. Достаточно вспомнить печальную роль механизации и автоматизации производственных процессов, которые привели к массовой безработице. Другой пример - использование последних достижений науки в военных целях: создание атомной, водородной бомб, других средств массового поражения. В области, медицины можно привести, как пример, успехи трансплантационной техники; эта методика уводит медицину в сторону от работы над профилактикой заболеваний, поскольку больные с пересаженными органами, даже когда они выживают, не могут считаться здоровыми людьми.
Таким образом, сами технические средства и научные открытия не могут служить прогрессу, если они не используются прогрессивным и гуманным обществом. В руках неэтичного общества они могут быть направлены против интересов человека и всего живого.
Поскольку только этичные люди могут распорядиться достижениями науки и техники на благо всего общества, прогресс заключается в духовном росте человека. Ни наука, ни техника, ни обилие материальных благ не могут сами по себе создать гуманного, прогрессивного общества; они могут создать для человека определенные удобства, но не могут защитить его от посягательств других членов общества, что всегда было главным препятствием на пути к достижению человечеством благополучия.

Современная цивилизация в той форме, в которой мы имеем ее сейчас, признает право сильного - т. е. решение проблем путем насилия, как на государственном, так и на уровне личной инициативы людей. Акты насилия в современной цивилизации принимают глобальный характер: техническое могущество человека позволяет осуществлять уничтожение людей и животных в невиданных масштабах. Достаточно вспомнить взрывы атомных бомб в Японии, уничтожение туземного населения Америки, уничтожение многочисленных видов животных в различных частях земного шара. Таким образом, когда быстрое развитие техники опережает развитие этической мысли в человеческом обществе, это тормозит прогресс - оборачивается против интересов населения земли: людей и животных.

Сопереживание, эмпатия
Если сопереживание - достаточно знакомое для современного читателя слово, то термин эмпатия - способность увидеть мир глазами другого - только начинает появляться на страницах трудов по философии и психологии.
В своей статье "Эмпатия, гуманность и благополучие животных" Д-р Майкл У. Фоке дает анализ таких понятий, как сочувствие, сопереживание и эмпатия.

Эмпатии дают различные определения: слияние в мыслях и чувствах с другим существом, способность вхождения в другую личность или проникновение в сознание другого существа. Сопереживание и эмпатия - различные явления. Сопереживание с кем-то его эмоций, особенно горя, страданий, включает сострадание, жалость. Эмпатия - это слово, которое произошло от греческого термина, означающего нежность, и более позднего немецкого слова, означающего чувства к чему-то. Эмпатия подразумевает способность понимания и мысленного проникновения в другое существо. Хотя оба этих понятия - сопереживание и эмпатия - не исключают взаимно друг друга, эмпатия подразумевает более объективное понимание другого существа. Сопереживание более субъективно, оно представляет собой интуитивное проникновение в чувства другого существа и отклик на его эмоции.
Сочувствие к животному как чисто субъективное чувство, не подкрепленное объективным пониманием поведения животного и его потребностей, может привести к ошибочным заключениям о том, что ощущает животное. Эмпатия же включает и понимание природы животного, и сочувствие к нему. Отсутствие эмпатии дегуманизирует человека, превращая мир в отдельные предметы, не имеющие с нами никакой связи.
Способность к эмпатии может быть врожденной, и она в большой степени зависит от взаимоотношений с родителями. Эмпатическое понимание родителями ребенка, поддержка ребенка во время его беспокойства, страданий, его ощущение связи с родителями имеют колоссальное влияние на последующую способность ребенка любить и эмпатировать.

Нравственная сторона взаимоотношений человека с животными в современной промышленной цивилизации весьма ущербна и характеризуется отсутствием уважения к жизни в целом. Для того, чтобы оправдать эксплуатацию животных в медико-биологических исследованиях, в сельском хозяйстве, эксплуатацию диких животных как сырье, необходимо пользоваться такими концепциями, как господство человека над живой природой, отсутствие, прав у животных, способности страдать. Поэтому современная культура часто отрицает эмпатию, сострадание и чувство ответственности перед животными. Утрата способности воспринимать чужие страдания является естественным защитным механизмом человека, которому приходится причинять боль животным.

Есть и другие причины того, что эмпатия по отношению к животным не развита сейчас в полной мере и с животными обращаются жестоко: недостает объективных, научных знаний о поведенческих особенностях и эмоциях животных, о субъективном мире животных; люди, работающие в сельском хозяйстве, в научном эксперименте, как правило, имеют слабую подготовку в этологии.

Многие люди находятся в морально тяжелой, парадоксальной ситуации: крестьяне, которые сначала выращивают скот, а потом должны резать его; сотрудники приютов для животных, которые ухаживают за животными, но в конечном итоге вынуждены их умерщвлять; экспериментаторы, занимающиеся медико-биологическими исследованиями, которые сначала заботятся о животных, потом заставляют их страдать и, наконец, убивают их и вскрывают; врачи и медицинские сестры, которые ухаживают за безнадежными больными, зная, что они скоро умрут.

Милосердие, доброта, отзывчивость - это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от нее. Если человек научился сопереживать с другим существом - пусть это животное -, он также сочувственно отнесется к чужой боли, если страдает человек.
Сейчас становится очевидным, что взаимоотношения человека с окружающим миром должны отвечать принципам универсальной этики Швейцера - человек должен уважать все живое. Это принцип биоцентризма, и в случае формирования у ребенка биоцентрического мировоззрения, выигрывает и общество: биоцентрическое мировоззрение предполагает уважение к интересам всего живого, и людей, и животных.

Пути формирования этичного отношения к животным
Этичное отношение ребенка к животному должно начать формироваться в семье с первых лет жизни ребенка. Главным воспитывающим фактором является пример родителей и других взрослых, окружающих ребенка. Доброе обращение с домашними животными: исключение грубого обращения с ними, причинения им боли, внушения страха - должно стать нормой отношения к животным для ребенка. Взрослые должны с серьёзностью относиться к потребностям животных, удовлетворять не только их потребности в пище, воде, моционе, но и в общении; животные могут страдать от одиночества, бездействия, скуки. Из поведения взрослых ребенок должен усвоить, что животные - тоже члены семьи, что их потребности важны, что они могут чувствовать и понимать окружающее в большой степени, как и люди. Ребенок может понять, когда взрослые испытывают ответственность за судьбу животного, за его психическое и физическое состояние, - и для ребенка становится нормой помнить об интересах животного. Воспитывающим моментом для ребенка может служить не только обращение с домашними животными; взрослые должны всегда комментировать поведение или состояние животных, которых ребенок наблюдает в природе. Взрослый должен рассказать о жизни животного: муравья, червя, жука, гусеницы, вороны, воробья; показать, как осмысленно поведение каждого; отметить ум вороны и воробья, плодотворный труд муравья, рассказать о будущем чудесном превращении гусеницы в бабочку; указать на недопустимость причинения им боли или умерщвления их. Ребенок должен почувствовать в словах взрослого его уважение к жизни этих существ, восхищение их гармоничным слиянием с природой, их эстетическим обликом.

Есть одно неправильное мнение о том, как следует воспитывать у детей доброе отношение к животным - приобретать для ребенка животных. Ребенок не может нести ответственность за животное не только потому, что он не имеет денег покупать пищу для животного, своего дома, чтобы его держать и пр. Ребенок может заиграться и забыть о животном, оставить его голодным, не напоенным, так как раньше он не представлял, какая это скучная обязанность. Сама идея дарить животное, как неодушевленный предмет, неэтична. Животное в доме - член семьи, и решать вопрос о приобретении животного нужно всей семье, распределив обязанности по уходу за животным, определив свои возможности - держать животное до его естественного конца. Ребенок не может оценить всей важности этого шага, и его мнение о необходимости приобретать животное не должно приниматься во внимание. Никому ненужное в семье, мешающее животное - это не объект для воспитания добрых, гуманных чувств у ребенка.

Стремление приобрести ребенку "породистого" животного отрицает этику отношения к животному, оно перестает цениться за свои истинные качества - характер, природную красоту, а ценится только его стоимость и "породность".

Интересный пример практического использования принципов биоэтики при обучении в средней школе - экспериментальная программа обучения в начальной школе, проводимая в Коста-Рике с 1989 года. Программа финансировалась обществами по защите животных - Всемирным обществом защиты животных и Королевским обществом по предотвращению жестокого обращения с животными (Великобритания), она получила поддержку костариканского правительства, органов образования страны и самих учителей. Цель программы - воспитание у детей уважения ко всем формам жизни, друг к другу, бережное отношение к окружающей среде. С 1992 года программа использовалась в 1-4 классах, по ней обучалось более 12 000 детей, в 1993 году - уже более 20 000 детей.
Особенностью программы является ее междисциплинарность - идеи ответственности перед всеми формами жизни развиваются при изучении различных предметов. Принципом обучения биоэтичному отношению к миру является развитие положительного эмоционального отношения к другим формам жизни, к животным, а также к другим людям. Метод формирования эмоций предполагает активное поведение детей в процессе обучения: активный сбор и обсуждение информации, личное участие в контактах с изучаемыми объектами; это способствует формированию личного отношения ребенка к другим существам. Активное участие учителя в деятельности учащихся и его положительное отношение ко всем живым формам являются также обязательным условием успешного осуществления программы.
Задания, которые выполняют учащиеся, направлены на то, чтобы вызвать у детей сострадание к животным, ответственное отношение к ним. Перед учащимися ставят такого рода задачи: показать, что все живое на земле взаимосвязано и все живые формы важны. Учащимся показывают картину, где нарисованы различные объекты живой и неживой природы: солнце, птица, облако с дождем, лошадь, цветок, человек и пр. Детей спрашивают: "Что случится, если растения исчезнут?", "Что случится с животными, если не будет воды?". Затем детям дают задание соединить на картинке линиями предметы, которые связаны между собой в своем существовании.

Экспериментальная программа доказала свою эффективность. В 1991 году и в 1992 году были проведены тесты с целью определения изменений в отношении детей к окружающему миру, животным и людям после прохождения программы по сравнению с контрольными группами. 81% учащихся, обучающихся по экспериментальной программе, показали этичность отношения к окружающему миру, животным и экологическую грамотность. Успеху программы способствовало положительное отношение к ней родителей детей, энтузиазм учителей, а также хорошая оснащенность школ красиво оформленными пособиями. Учителя, участвовавшие в программе, получили специальную подготовку.

В России также идет процесс гуманизации образования. Учебники для средней и высшей школ по биоэтике призваны воспитывать у учащихся и студентов уважение к жизни - к животным, к природной среде, к человеку. Такая последовательность учитывает возрастные особенности детей, когда ребенку легче проявить сострадание к животному, как к слабейшему.
Особенно важно развитие биоэтического мышления у студентов ветеринарных и биологических факультетов вузов, которым предстоит работать с животными или преподавать биологию.
Имеет право на существование новый термин - ветеринарная биоэтика - принципы этичного отношения к животным ветеринарного специалиста. Система подготовки ветеринарных специалистов за рубежом давно направлена на выпуск ветврачей, проникнутых важностью оказания помощи животному. В сельскохозяйственных вузах России подготовка ветеринарных врачей должна помочь будущим специалистам ориентироваться в их работе на потребности животного, видеть в них чувствующих существ, имеющих самостоятельную ценность, а не просто орудия удовлетворения потребностей человека. В центре внимания ветеринарного врача должно оставаться животное.
Система подготовки биологов также должна позволять воспитывать у будущих педагогов и исследователей уважение к любой жизни, понимание животного и сочувствие к нему. Хотя отношение человечества в целом к животным во многом не отвечает принципам этики и биоэтики, каждый вклад в укрепление биоэтических взглядов приближает время их полной победы. Именно ветеринарные специалисты и биологи должны показывать путь к гуманизации отношений человека и животных.
[Изображение: 9659bb6e2146ccc06c58f9acecca72bd.gif]
Ответить


Сообщения в этой теме
Воспитание и образование биоэтики. - Автор: koshik - 13-03-2011, 17:02

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)