Сообщений: 2,463
Темы: 225
У нас с: Aug 2010
Рейтинг:
49
Собака-это часть природы. Об отношении человека к живому миру можно прочитать в первой главе Библии. С одной стороны, Бог дал власть человеку над всеми животными. С другой - власть эта предполагает и ответственность человека перед Богом за все живое на Земле. Человек должен заботиться о всем мире, приумножать его богатства, чтобы все живое на Земле сохранялось и приумножалось. Одним словом, человек должен очень трепетно и заботливо относиться ко всему тварному миру. В послании Апостола Павла сказано: "Тварь (т.е. все, что сотворено) с надеждою ожидает откровения сынов Божиих... ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне". (Рим 8,19,22). Человек - дитя Божие, но нужно не только именоваться, но и быть им во всем, в том числе и по отношению к окружающему нас миру. Поэтому человек в ответе за всё, что происходит на Земле с природой. Библия не отделяет собаку от других животных. В Библии не говорится о какой-либо дискриминации собаки, не содержится какой-либо запрет на нее.
Правда, в Библии есть места (например, в послании Апостола Петра), где содержатся, казалось бы, нелестные слова о собаке: "многие грешники, обратившись в Христианство, вновь возвращаются к своим грехам, как пес возвращается на свою блевотину". (2 Петр. 2,22). Но это же не есть хула на животное. Или вот в Евангелии говорится: "Не давайте святыни псам". Тут опять же нет отрицательного отношения к собакам! Просто все должно быть соразмерно. Нет, собака - это удивительное животное. Отец Александр Мень как-то сказал: "Собака - это вообще почти как человек". Кто еще из животных может так любить человека, быть таким верным другом? Сложно вспомнить библейские, евангельские выражения, плохо говорящие о собаке или содержащие запрет на содержание ее в доме. Другое дело, что в прежние времена, когда уклад жизни людей был другим, собака, выполнявшая роль сторожа и пастуха, естественно жила во дворе, а не в доме. Сегодня же образ жизни человека изменился, но собака по-прежнему нам нужна во всех ее ипостасях, и мы, живя в городе, не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это. Собаке нельзя входить вхрам, потому что в принципе она - дворовое животное. Ведь ни лошадь, ни свинью в храм не повести, а кошка - не дворовое, а домашнее животное, к тому же ее присутствие в храме носит функциональный характер: она ловит мышей. Кроме того, по поводу нахождения животных в храме есть свои каноны. И объясняются они не тем, что животные - чистые или не чистые, а сложившимися традициями. Храм - особое место, а дом - это дом.
Напрасно некоторые пытаются разделить все на чистое и нечистое, Божье и не Божье. Это неверно. Главное - понять, весь мир - Божий, и разделить его нельзя. Только зло - не от Бога. Но кто может сказать, что собака - зло? Грех - не от Бога, опять же, кто может сказать, что собака - грех? Человек порой в своей жизни творит такое, что ни одному животному в голову не придет. Даже в христианстве есть представление о собаке как о священном символе.
Источник
Прошлое-это не то, что прошло. Это то, что больше не повторится (с)
Сообщений: 1,477
Темы: 58
У нас с: Dec 2010
Рейтинг:
24
Ириш, ты хорошую тему начала. Ведь раннее христианство проповедовало жертвоприношения, вот недавно узнала историю выражения "козел отпущения" - ничего позитивного. Но сейчас же цивилизация стала гуманнее, может у нас не так все запущено?
Сообщений: 2,463
Темы: 225
У нас с: Aug 2010
Рейтинг:
49
(08-01-2011, 19:41)Irina669 Писал(а): Но сейчас же цивилизация стала гуманнее, может у нас не так все запущено?
Ах как же хочется верить, что незапущенно всё. Но, порой, в наш то цивилизованный век, сморя на некоторые бесчеловечные поступки людей, кажется что их духовная сторона окончательно деградировала. Радует, что таких людей немного, а то бы мы давно уже давно чёрти куда все покатились.
Прошлое-это не то, что прошло. Это то, что больше не повторится (с)
Сообщений: 1,477
Темы: 58
У нас с: Dec 2010
Рейтинг:
24
как и всякому народу нужна иделогия, иначе общности не будет, но вот кто преподносит идеологию и как? понятно, что идеального государства не будет никогда, но сейчас пропаганда далеко не лучших качеств. Вот даже взять религию - сейчас много верующих, но ходить в церковь это не значит быть человеком достойным, церкви строятся, а воспитания нет...
вот интересно есть ли у церкви пожертвования для животных?
Сообщений: 2,463
Темы: 225
У нас с: Aug 2010
Рейтинг:
49
(11-01-2011, 23:14)Irina669 Писал(а): как и всякому народу нужна иделогия, иначе общности не будет, но вот кто преподносит идеологию и как? понятно, что идеального государства не будет никогда, но сейчас пропаганда далеко не лучших качеств.
И не говори, стоит только телек включить - пропаганда со всех сторон, да не та: одно насилие, в каждом фильме убийства,безнаказанность, песни-шутки-пляски день за днём. Я уже молчу за интернет...
(11-01-2011, 23:14)Irina669 Писал(а): Вот даже взять религию - сейчас много верующих, но ходить в церковь это не значит быть человеком достойным, церкви строятся, а воспитания нет...
Совершенно согласна, вера должна быть в душе, а достойное поведение проявляться в поступках, нравственных качествах выражаться. Я вот так считаю.
(11-01-2011, 23:14)Irina669 Писал(а): вот интересно есть ли у церкви пожертвования для животных?
Ни разу, вроде, не встречала, но, думаю всё же бывает и такое.
Прошлое-это не то, что прошло. Это то, что больше не повторится (с)
Сообщений: 1,477
Темы: 58
У нас с: Dec 2010
Рейтинг:
24
Святой Франциск Ассизский (1182-1226) родился в богатой семье в небольшом городишке Ассизи в Италии. Он являлся основателем Францисканского ордена монахов римско-католической церкви. Канонизирован в 1228 году Одним из первых не только в христианстве, но и западной культурной традиции стал подчеркивать духовное равноправие с природой, проповедовал любовь и сострадание ко всему живому, пытался заменить идею о безграничности владычества человека на идею равенства всех живых созданий, включая человека. В 1979 году Папа Иоанн Павел II официально назвал святого Франциска Ассизского патроном экологов. Однако в странах СНГ идеи святого не известны.
Святой видел всю природу как отражение своего создателя и именовал зверей, птиц, луну, звезды, воду своими "братьями" и "сестрами". Только землю он называл сестрой-матерью. Ко всем существам он обращался, как к своим близким родственникам. Родство ценно своей связью, но не менее ценен в нем элемент индивидуальности. Как следует обращаться с братом или сестрой? - Их не следует эксплуатировать, их надо любить и уважать из-за родственной связи. Расширение этой концепции до включения всего сущего и стало проявлением гениальности святого. Его забота о животных привела его к тому, что он не убивал их, хотя и строгим вегетарианцем не являлся. Он выступал в защиту зверей в неволе, заботился о них или освобождал. Святой спас несколько диких голубей, которых несли на базар. Святой Франциск восклицал: "Если бы я только мог предстать перед императором, я бы умолял его, ради любви к Богу и ко мне издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестер-жаворонков". Сокол добровольно служил ему как будильник. Он уважал и неживую природу: старался не наступать на воду и почитал скалы. Он расширил концепцию сообщности до каждого природного создания. Он заставил людей кормить волка, взяв с него клятву не красть овец. Он просил императора издать указ о праздничном кормлении домашних ослов и быков накануне Рождества.
За семь веков до А. Швейцера, св. Франциск убирал червяков с дороги, где они могли быть раздавлены. Франциск в любой жизненной форме видел элемент святости. Созерцая цветок, он ощущал мистический экстаз. Он просил садовников оставлять в садах место для диких трав, дабы "красота цветов могла возвещать о возможностях отца всех существ" (Hughes, 1996), создав своего рода прообразы заказников для дикой природы.
Он верил, что природа сама по себе имеет значение, потому что создана Богом и не зависит от ценности, придаваемой ей человеком. Таким образом он предвосхитил краеугольную идею экологической этики о внутренней ценности дикой природы, разрабатываемой современными экофилософами.
По мнению святого, отношения человека с природой должны носить характер взаимозависимости. Природа значима не благодаря своей пользе для людей, но и благодаря многочисленным формам выражения благожелательного присутствия Бога (Hughes, 1996).
Франциск Ассизский подчеркивал присутствие Бога в разнообразии существ и желании того, чтобы люди радовались этому разнообразию и прославляли Бога за это. Его набожность не превращала множественность в единство, но прославляла Бога в каждом созданном существе и восхищалась их индивидуальностью.
Он считал, что восхваление должно выражаться действиями, согласующимися с уважением к созданному разнообразию, а не просто соблюдением строгого правила воздержания от причинения вреда живому. Также, по мнению святого, со всеми живыми созданиями следует обращаться как можно более мягче.
Новшеством Франциска стало его проповедывание напрямую животным и растениям. Он читал Библию птицам, цветам и рыбам. Франциск полагал, что не существа должны служить человеку, а человек существам. В этом он стал еще радикальнее джайнистов.
Святой настаивал на изначальном добре и считал животных одной семьей с людьми. Все творения, по его мнению, хороши, в них он видел Бога.
Франциску Ассизскому было понятно чувство равенства творений Божьих, чувство одинакового достоинства всех и вся, космического родства, которое вдохновило его написать знаменитый гимн:
Восхваляем Ты, мой Господь,
и за сестру луну и звезды,
которые на небе ты сотворил яркими,
драгоценными и прекрасными.
Восхваляем Ты, мой Господь,
за брата ветра и за воздух, и облака,
и ясность, и всякую погоду...
Восхваляем Ты, мой Господь, за сестру воду,
которая полезна весьма и доступна, и ценна, и чиста.
Восхваляем Ты, мой Господь,
за сестру нашу мать землю,
которая нас поддерживает и направляет,
и производит различные плоды
с яркими цветами и травой...
Франциск Ассизский умер в нищете. Говорят, что в момент его смерти стая жаворонков взлетела, чтобы сопровождать святого на небо.
Американский историк Линн Уайт-младшая справедливо назвала святого Франциска Ассизского "величайшим радикалом в христианской истории после Христа" (Уайт-мл., 1990). Действительно непонятно, как за свою "ересь" он не кончил костром - ведь жил и проповедовал свои эколого-этические идеи в средние века! Недаром однажды его чуть было не выгнали из церкви. В дальнейшем настоятели францисканского ордена отказались от большинства учений его основателя. И только в середине 1960-х годов, после большого Второго Ватиканского Совета римской католической церкви, ордену францисканцев было наказано "вернуться" к своим первоистокам. С этого времени францисканцы стали принимать самое деятельное участие в охране природы.
В.Е. Борейко. Философы дикой природы и природоохраны
|