11-03-2011, 21:22
Забота о животных занимает важное место в этике иудаизма. Запрет на проявление жестокости по отношению к животным составляет часть Законов Сыновей Ноаха, которые евреи считают обязательными для всех людей.
В своей первой главе Тора описывает, как были сотворены животные:
“И сказал Б-г: да воскришит вода кишением живых существ; и птицы да полетят над землею по своду небесному... И создал Б-г зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их.”
Затем Тора рассказывает нам, что Б-г создал людей, сказав “владычествуйте над рыбами морскими,, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле.”
Из этого рассказа Торы евреи выводят два основных правила:
• Животные – это Божьи творения, и к ним надо относиться соответствующим образом.
• Жизнь животного не может обладать той же ценностью, что жизнь человека.
Животные – наши помощники. Они работают для пользы человека (это относится в большей степени к прошлому, чем к современности) и снабжают нас определенными видами сырья. Важнейшая их роль заключается в поддержании экологического баланса, обеспечивающего пригодность этой планеты для жизни человека.
По Торе, одна из целей субботнего отдыха заключается в том, чтобы тягловый скот также мог отдохнуть. Крестьянину (в древние времена) запрещалось впрягать в одну упряжку вола и осла одновременно, поскольку большая сила и выносливость первого делала бы излишне тяжелой работу второго. Ранее в той же главе Торы есть прямая заповедь помочь животному, отягощенному непосильной ношей. Через два предложения Тора говорит о том, что если еврей хочет взять яйца из птичьего гнезда, он должен сначала прогнать оттуда птицу. Мудрецы Талмуда установили правило, по которому крестьянин должен накормить скотину прежде, чем примется за свою еду, и что он не должен покупать больше животных, чем может хорошо накормить. Мудрецы даже облегчили строгий закон соблюдения Шаббата, разрешив помочь животному, упавшему в яму.
Подобные установления сформировали еврейское представление о нравственности, в котором доброта по отношению к животным играет важную роль. Евреев и сегодня отталкивает жестокость в обращении с животными.
УПОТРЕБЛЕНИИ ЖИВОТНЫХ В ПИЩУ
Кроме одного особого ежегодного жертвоприношения (которое сегодня неосуществимо, так как Храма нет), евреев нигде в Торе не обязывают есть мясо. Они могут быть вегетарианцами, если пожелают. На самом деле, в соответствии с Талмудом, первые люди были вегетарианцами. Иудаизм настаивает, что если люди хотят есть мясо, они должны убивать животных безболезненно. Для евреев таким способом является шхита. Было доказано, что шхита - это один из наименее болезненных способов убоя животных.
ОПЫТЫ НА ЖИВОТНЫХ
Два принципа определяют отношение иудаизма к “за” и “против” опытов над животными. Во-первых, причинение неоправданной боли животному категорически запрещено еврейским законом. Это также запрещено Законами Сыновей Ноаха. Во-вторых, евреи не считают, что жизнь животного равноценна жизни человека. Они полагают, что животных можно использовать для удовлетворения нужд человека.
Сочетание этих двух принципов делает недопустимыми эксперименты для производства косметики. Ослепление кроликов для проверки косметического карандаша для глаз ни в коем случае не может рассматриваться как “удовлетворение нужд человека”.
К медицинским экспериментам евреи относятся иначе. Создание лекарств от болезней, усовершенствование хирургических методов – это чрезвычайно важные нужды человека. С такими смертельными болезнями как дифтерит и оспа, широко распространенными в мире в начале двадцатого века, было практически покончено во многом благодаря экспериментам на животных. То же относится к детскому полиомиелиту, когда-то приводившему к параличу ребенка. Хирурги научились пересаживать сердце, почки, печень, отрабатывая технику операций на животных, прежде чем производить их на людях.
Тем не менее, еврейский закон допускает эксперименты на животных только в том случае, когда нет другого способа борьбы с болезнью, и при условии, что эксперимент проводится под тщательным контролем, с тем чтобы свести к минимуму страдания животного. По той же причине иудаизм запрещает виды спорта, связанные с жестокостью по отношению к животным, такие, например, как бой быков и петушиные бои.
В своей первой главе Тора описывает, как были сотворены животные:
“И сказал Б-г: да воскришит вода кишением живых существ; и птицы да полетят над землею по своду небесному... И создал Б-г зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их.”
Затем Тора рассказывает нам, что Б-г создал людей, сказав “владычествуйте над рыбами морскими,, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле.”
Из этого рассказа Торы евреи выводят два основных правила:
• Животные – это Божьи творения, и к ним надо относиться соответствующим образом.
• Жизнь животного не может обладать той же ценностью, что жизнь человека.
Животные – наши помощники. Они работают для пользы человека (это относится в большей степени к прошлому, чем к современности) и снабжают нас определенными видами сырья. Важнейшая их роль заключается в поддержании экологического баланса, обеспечивающего пригодность этой планеты для жизни человека.
По Торе, одна из целей субботнего отдыха заключается в том, чтобы тягловый скот также мог отдохнуть. Крестьянину (в древние времена) запрещалось впрягать в одну упряжку вола и осла одновременно, поскольку большая сила и выносливость первого делала бы излишне тяжелой работу второго. Ранее в той же главе Торы есть прямая заповедь помочь животному, отягощенному непосильной ношей. Через два предложения Тора говорит о том, что если еврей хочет взять яйца из птичьего гнезда, он должен сначала прогнать оттуда птицу. Мудрецы Талмуда установили правило, по которому крестьянин должен накормить скотину прежде, чем примется за свою еду, и что он не должен покупать больше животных, чем может хорошо накормить. Мудрецы даже облегчили строгий закон соблюдения Шаббата, разрешив помочь животному, упавшему в яму.
Подобные установления сформировали еврейское представление о нравственности, в котором доброта по отношению к животным играет важную роль. Евреев и сегодня отталкивает жестокость в обращении с животными.
УПОТРЕБЛЕНИИ ЖИВОТНЫХ В ПИЩУ
Кроме одного особого ежегодного жертвоприношения (которое сегодня неосуществимо, так как Храма нет), евреев нигде в Торе не обязывают есть мясо. Они могут быть вегетарианцами, если пожелают. На самом деле, в соответствии с Талмудом, первые люди были вегетарианцами. Иудаизм настаивает, что если люди хотят есть мясо, они должны убивать животных безболезненно. Для евреев таким способом является шхита. Было доказано, что шхита - это один из наименее болезненных способов убоя животных.
ОПЫТЫ НА ЖИВОТНЫХ
Два принципа определяют отношение иудаизма к “за” и “против” опытов над животными. Во-первых, причинение неоправданной боли животному категорически запрещено еврейским законом. Это также запрещено Законами Сыновей Ноаха. Во-вторых, евреи не считают, что жизнь животного равноценна жизни человека. Они полагают, что животных можно использовать для удовлетворения нужд человека.
Сочетание этих двух принципов делает недопустимыми эксперименты для производства косметики. Ослепление кроликов для проверки косметического карандаша для глаз ни в коем случае не может рассматриваться как “удовлетворение нужд человека”.
К медицинским экспериментам евреи относятся иначе. Создание лекарств от болезней, усовершенствование хирургических методов – это чрезвычайно важные нужды человека. С такими смертельными болезнями как дифтерит и оспа, широко распространенными в мире в начале двадцатого века, было практически покончено во многом благодаря экспериментам на животных. То же относится к детскому полиомиелиту, когда-то приводившему к параличу ребенка. Хирурги научились пересаживать сердце, почки, печень, отрабатывая технику операций на животных, прежде чем производить их на людях.
Тем не менее, еврейский закон допускает эксперименты на животных только в том случае, когда нет другого способа борьбы с болезнью, и при условии, что эксперимент проводится под тщательным контролем, с тем чтобы свести к минимуму страдания животного. По той же причине иудаизм запрещает виды спорта, связанные с жестокостью по отношению к животным, такие, например, как бой быков и петушиные бои.