Вы не вошли в систему или не зарегистрированы. Пожалуйста, Войдите или Зарегистрируйтесь для использования всех возможностей форума...

Рейтинг темы:
  • Голосов: 0 - Средняя оценка: 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Собака бывает кусачей только от жизни...
#1
Собака несчастная очень опасна
Время от времени - обычно после какой-нибудь дикой и кровавой истории - в обществе в очередной раз раздаются требования принять меры против "опасных собак": ограничить места и условия их содержания и появления на улице, а некоторые породы запретить вовсе. К числу последних в наше время обычно относят бойцовых собак: американского бульдога, питбультерьера и стаффордширского терьера (хотя уже есть претенденты, готовые оспорить у них титул "самых опасных"). Противники бойцовых собак живописуют страшные сцены нападения этих тварей на людей и перечисляют страны, где их разведение уже запрещено. Их оппоненты в свою очередь напоминают, что раньше аналогичные ужасы рассказывали про ротвейлеров, доберманов, черных терьеров, еще раньше - про кавказских и немецких овчарок. А что до запретов, то в этом вопросе разные страны руководствуются самыми разными соображениями: в Швеции, к примеру, запрещено разведение семи десятков пород, в том числе сенбернаров - собак, породной чертой которых является полное отсутствие агрессии к человеку.

В каком-то смысле этот спор беспредметен, ибо порожден свойствами не столько собак, сколько людей. Одни непроизвольно замедляют шаг, увидев впереди приветливо виляющую хвостом собачонку, другие, не задумываясь, кидаются разнимать дерущихся огромных псов. Известный российский этолог (этология - наука о поведении животных) Виктор Дольник считает, что эти различия врожденные, и убедить "собакофоба" не бояться собак (или, наоборот, прирожденного собачника - бояться их) так же реально, как уговорить бабочку не лететь на свет или сойку - не прятать желуди. (Во всяком случае, личный опыт автора этих строк свидетельствует, что "несобачник" может научиться понимать собак и правильно вести себя с ними - но не избавиться полностью от страха.) При этом сами собаки, как правило, отлично чувствуют, к какому типу принадлежит человек (испуг, даже мимолетный и не вылившийся ни в какие действия, меняет состав пота и интенсивность его выделения, что тут же фиксируется собачьим носом), и очень не любят тех, кто их боится, чем и подтверждают худшие подозрения последних.

Тем не менее появление бойцовых пород действительно внесло нечто новое в эту вечную проблему. Вопреки распространенному мнению, они отличаются от прочих собак не злобностью, кровожадностью или какой-то особенной конструкцией челюстей и зубов, а очень сильным нарушением (иногда вплоть до полного отсутствия) механизмов регуляции агрессии.

Много лет назад знаменитый австрийский зоолог, основатель этологии Конрад Лоренц подметил закономерность: чем лучше природное вооружение того или иного вида, тем мощнее и тоньше механизмы, регулирующие поведение его представителей в конфликтах с соплеменниками. Зубы и челюсти собак - исключительно совершенное оружие, требующее столь же совершенной системы регуляции. И действительно, у них есть сложный ритуал взаимных угроз и вызовов, обязательно предшествующий поединку, а нередко и заменяющий его. Если же до драки все-таки дошло, то нормальный пес никогда не применяет в ней специфических "охотничьих" приемов, предназначенных для быстрого умерщвления добычи. (Волк, нападая на собаку, молниеносным движением клыков вскрывает ей яремную вену - точно так же, как овце. Но бывает, что волк-самец спаривается с домашней собакой, и тогда с соперниками-кобелями он дерется по всем правилам песьего рыцарства, хотя мог бы за пару минут навсегда избавиться от них.) В конце же такой драки побежденный просит пощады, и победитель просто физически не может отказать ему. Какова бы ни была его ярость, когда перед его пастью оказывается незащищенное горло или брюхо врага, он немедленно отводит в сторону свое страшное оружие и прекращает натиск.

Этот тонкий и сложный механизм был сломан при выведении специализированных псов для собачьих боев. Бойцовые собаки не нуждаются в ритуальном "разогреве" перед боем - они нападают сразу и без предупреждения, пускают в ход весь арсенал смертоносных приемов, атакуют все доступные участки тела противника, капитуляции не принимают и сами тоже пощады не просят. Все это, вероятно, входило в замысел создателей бойцовых пород, целью которых была победа любой ценой.

Но живое существо - не конструкция Lego, где можно добавить или убрать любой элемент, не влияя на остальные. И это относится не только к материальным частям-органам, но и к поведенческим механизмам. Вместе с турнирным этикетом псы для рингов лишились запрета на агрессию против особей другого пола и против щенков. (Одно это делает самостоятельное существование таких собак невозможным - они бы истребили сами себя за считанные поколения.) Обычные собаки резко разграничивают игру и драку, и, если участник игры зашел слишком далеко, причинив партнеру боль, тот остановит его визгом (на который в драке никто не обратит внимания). Но питбули и стаффордширы не понимают таких тонкостей, и игра с их участием - а играть они любят ничуть не меньше прочих собак - в любой момент может перерасти в смертельную схватку.

Все вышеописанное делает бойцовых псов угрозой для других собак (и потенциальным источником неприятностей для хозяев), но, казалось бы, не имеет прямого отношения к их опасности для человека. Однако все отношения между собакой и человеком основаны на том, что человек играет одну из ролей, предусмотренных собачьей психикой, - "вожак", "товарищ по стае", "щенок", "чужой" и т. д. Теоретически безудержные драчуны могли бы обратить свой бойцовый пыл и на двуногих. На самом деле это происходит довольно редко: у всех бойцовых пород в ходе селекции сформировано более или менее устойчивое различение людей и собак (иначе с этими псами было бы вообще невозможно работать). И хотя эта наскоро созданная черта не столь надежна, как отполированные эволюцией естественные запреты и ритуалы, из щенка любой "опасной" породы может вырасти отличная собака. Если, конечно, ее надлежащим образом воспитать.

Последняя оговорка, к сожалению, актуальна отнюдь не только для бойцовых пород. Любой пес, подрастая, выясняет опытным путем свою роль в "стае", границы своих прав и возможностей. "Если собаке в этом возрасте указать ее место, она займет его и будет счастлива, - говорит Александр Власенко, известный в Москве профессиональный дрессировщик, заместитель главного редактора сетевого журнала "Мир собак". - Собаке нужны строгость и справедливость. Если будет справедливость, она не обидится на строгость".

Между тем множество людей заводит себе собак, совершенно не представляя, что это за существа и как с ними обращаться. В бесконечных рассказах о том, что пес "никого не признает", что "если гости явятся, приходится его в ванной запирать" и т. д., слышна даже какая-то извращенная гордость: вот, мол, какая у меня зверюга! Некоторые хозяева ухитряются гордиться даже тем, что и сами не всегда могут справиться со своей собакой, присвоившей себе право кусать их или не пускать, к примеру, на балкон. Года три назад произошел страшный случай: доберман набросился на хозяйку и буквально отгрыз ей голову. Когда эта история стала широко известна, в клубах заметно вырос спрос на щенков доберманов. "Существует огромный социальный заказ на плохих собак, - констатирует г-н Власенко. - Слишком многим людям для самоутверждения нужно видеть рядом с собой ущербное существо. Умный и смелый пес будит в них комплекс неполноценности".

Здесь надо сделать одну оговорку: у собак неуправляемость и повышенная агрессивность к людям обычно свидетельствуют не о смелости и уверенности в себе, а, наоборот, - о неуверенности, истеричности, а то и откровенной трусости. Широкое распространение этих милых черт обеспечивается не только "заказом на плохих собак", но и некоторыми особенностями племенного собаководства - обязательным условием "чистокровности" и оценкой по экстерьеру.

Любой конструктор знает: одна и та же машина не может быть самой быстроходной, самой экономичной, самой надежной и т. д. Надо либо выбрать самую важную характеристику и оптимизировать ее, следя лишь за тем, чтобы прочие оставались приемлемыми, либо, если нужна именно универсальная машина, заранее смириться с тем, что она не будет лучшей ни по одному отдельному показателю. То же самое справедливо и для живого существа с той только разницей, что мы редко знаем заранее, как изменение одного качества скажется на остальных. Если животных отбирают по какому-то определенному признаку, не обращая внимания на остальные, последние быстро деградируют. Еще быстрее это происходит при "чистокровном" разведении, предполагающем постоянные близкородственные скрещивания (что облегчает поддержание внешнего единообразия, но резко ограничивает генофонд породы и соответственно возможности компенсировать побочные действия селекции). Именно это и происходит с психикой (а также иммунной системой и т. д.) собак, когда главным критерием отбора для дальнейшего размножения становится экстерьер - соответствие внешнего облика заданному набору параметров.

Лет тридцать назад Конрад Лоренц с тревогой писал: "Из всех вошедших в моду пород не найдется ни единой, чьи первоначально прекрасные психические способности не были бы в результате погублены. Только там, где эту породу продолжали культивировать ради дела, она сохраняла свои первозданные достоинства". Прошедшие десятилетия показали, что дело обстоит еще хуже: можно ввести требование обязательной дрессировки (чтобы не допускать до размножения собак, вовсе не способных к работе), но если преимущества в размножении будут получать чемпионы по экстерьеру, никакая "рабочая" порода не устоит. А поскольку основную часть потомства, как правило, собаки производят в возрасте от 2 до 8 лет, для впадения в полное ничтожество хватает пары десятилетий.
Конечно, в значительной части нападений собак на людей виноваты прежде всего сами потерпевшие. Но это отдельная тема.
[Изображение: 9659bb6e2146ccc06c58f9acecca72bd.gif]
Ответить


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)