11-04-2011, 16:26
Экомода - самая актуальная тенденция мирового рынка.
К именитым дизайнерам вроде Кляйна и Версаче уже присоединились десятки коллег со всего мира. Донна Каран, Стелла Маккартни, Ральф Лорен и Гэри Харви - лишь немногие из тех, кто использует в своих коллекциях выращенный без применения химических удобрений хлопок. Японка Чи Имай, владелица собственной марки Royal Chie и бывший главный дизайнер международного мехового брэнда Royal Fur, только что выпустила новую коллекцию исключительно из «чистого» меха. Даже в Джакарте уже регулярно проходят показы «зелёной» моды Eco Chic Fashion Show, куда съезжаются все азиатские модельеры, шьющие из утилизированного пластика и органических материалов.
Мода на экологию дошагала до подиумов. Мир уже сходил с ума по экопродуктам, экотуризму, экоискусству и экодомам, теперь очередь экоодежды - из тканей и материалов, создание которых не вредит окружающей среде. Рекламные слоганы гласят: джинсы из конопли носятся в разы дольше и не протираются; майки из льна, выращенного без применения пестицидов, не растягиваются и не мнутся; шерсть животных, выкормленных без добавления химикатов на фермах, куда теплее, чем шерсть убитых диких животных; украшения из морских ракушек - самые сексуальные, потому что естественные. Модные журналы Elle, Shape, Vanity Fair и Rolling Stone завели традицию ежегодных специальных «зелёных» выпусков. Интернет пестрит баннерами онлайн-магазинов, предлагающих клиентам исключительно eco-friendly («экодружелюбную») продукцию.
Среди продавцов одежды от кутюр главным пропагандистом экостиля стала сеть магазинов Barneys, заказавшая эксклюзивные «зелёные» линии от Theory, 3.1 Phillip Lim и Stella McCartney и даже выпустившая специальный каталог «зелёной» моды.
«Мы решили, что должны внести свою лепту в повышение экологической сознательности моды», - говорит Джули Гилхарт, директор отдела моды Barneys. Ответственность почувствовали даже масс-маркетовые марки: почти каждый известный брэнд - от Banana Republic до Guess и H&M - уже успел запустить собственную «зелёную» линию. Консервативные Levi’s и Seven for All Mankind начали выпускать экоджинсы. В мае специальную линию открывает и Target в партнерстве с лейблом экодизайнера Рогана Грегори, получившего прошлой осенью престижную награду Vogue Fashion Fund Awards - фонда при Совете модных дизайнеров Америки.
Правда, дизайнеру, вставшему на путь «зелёной» моды, предстоит столкнуться с множеством проблем. «Трудно найти альтернативные материалы, которые по своим качествам сравнимы с традиционными, к которым привыкли клиенты», - говорит Скотт Хан, основавший вместе с Грегори брэнд Rogan and Loomstate. Например, органический хлопок (выращенный с подкормкой из смеси чеснока, перца чили и мыла) в составе одежды практически не отличается от хлопка, выращенного с использованием химических удобрений. Но у некоторых популярных синтетических материалов - например эластичного нейлона - экологичных аналогов фактически и нет.
По мнению Ребекки Эрлей из британского Колледжа искусств в Челси, разработка высококачественных «зелёных» заменителей - всего лишь вопрос времени, а вот проблема загрязнения окружающей среды из-за индустрии моды может оказаться фатальной, если не заняться ею прямо сейчас. По ее словам, средний британец сегодня покупает в два раза больше одежды, чем 10 лет назад. При этом на производство, скажем, одной хлопчатобумажной футболки уходит более 2000 литров воды и 40 граммов пестицидов. К тому же мода с каждым годом меняется всё быстрее: система fast fashion, когда марки создают новые коллекции чуть ли не два раза в месяц, увеличила обороты на много миллионов таких хлопчатобумажных футболок. Их носят, выбрасывают и покупают новые - этот беспрерывный процесс приносит огромную прибыль, и отказаться от такого лакомого куска, конечно, очень сложно.
Так что модельеров приходится подталкивать к созданию экоколлекций. С прошлого года организаторы влиятельной выставки Designers & Agents не берут с молодых «зелёных» дизайнеров комиссию за участие в своих весенних показах в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Сегодня в числе участников выставки насчитывается более 50 «зелёных» дизайнеров, а два года назад их было лишь около десятка. В конце прошлого года Marks & Spencer и Harvey Nichols выступили с громким заявлением, обещая потратить по $2 млн на популяризацию экомоды. В середине апреля крупнейшая в мире розничная сеть Wal-Mart запускает масштабный проект в поддержку фермеров - производителей органической продукции: компания будет закупать сертифицированный органический хлопок по завышенным ценам, тем самым стимулируя поставки ключевого экологичного материала. «Мы вот-вот станем частью мейнстрима», - радуется Скотт Хан.
До мейнстрима экомоде, конечно, еще очень далеко: по данным Маршалла Коэна, главного аналитика по текстильной промышленности из агентства маркетинговых исследований NPD Group, в объеме продаж одежды в США на долю «зелёных» приходится менее 1%. Правда, уже 18% потребителей знают о существовании экомоды; четыре года назад таких было лишь 6%. Только с 2001-го по 2005 гг. объемы продаж «органической одежды» в Штатах выросли на 55%.Сейчас на Западе уже введена специальная система маркировки - с так называемыми «эколейблами», которые означают, что были прослежены все стадии «жизненного цикла» продукта. Специалисты очень рассчитывают, что рано или поздно покупатели начнут обращать на эти бирочки внимание.
К именитым дизайнерам вроде Кляйна и Версаче уже присоединились десятки коллег со всего мира. Донна Каран, Стелла Маккартни, Ральф Лорен и Гэри Харви - лишь немногие из тех, кто использует в своих коллекциях выращенный без применения химических удобрений хлопок. Японка Чи Имай, владелица собственной марки Royal Chie и бывший главный дизайнер международного мехового брэнда Royal Fur, только что выпустила новую коллекцию исключительно из «чистого» меха. Даже в Джакарте уже регулярно проходят показы «зелёной» моды Eco Chic Fashion Show, куда съезжаются все азиатские модельеры, шьющие из утилизированного пластика и органических материалов.
Мода на экологию дошагала до подиумов. Мир уже сходил с ума по экопродуктам, экотуризму, экоискусству и экодомам, теперь очередь экоодежды - из тканей и материалов, создание которых не вредит окружающей среде. Рекламные слоганы гласят: джинсы из конопли носятся в разы дольше и не протираются; майки из льна, выращенного без применения пестицидов, не растягиваются и не мнутся; шерсть животных, выкормленных без добавления химикатов на фермах, куда теплее, чем шерсть убитых диких животных; украшения из морских ракушек - самые сексуальные, потому что естественные. Модные журналы Elle, Shape, Vanity Fair и Rolling Stone завели традицию ежегодных специальных «зелёных» выпусков. Интернет пестрит баннерами онлайн-магазинов, предлагающих клиентам исключительно eco-friendly («экодружелюбную») продукцию.
Среди продавцов одежды от кутюр главным пропагандистом экостиля стала сеть магазинов Barneys, заказавшая эксклюзивные «зелёные» линии от Theory, 3.1 Phillip Lim и Stella McCartney и даже выпустившая специальный каталог «зелёной» моды.
«Мы решили, что должны внести свою лепту в повышение экологической сознательности моды», - говорит Джули Гилхарт, директор отдела моды Barneys. Ответственность почувствовали даже масс-маркетовые марки: почти каждый известный брэнд - от Banana Republic до Guess и H&M - уже успел запустить собственную «зелёную» линию. Консервативные Levi’s и Seven for All Mankind начали выпускать экоджинсы. В мае специальную линию открывает и Target в партнерстве с лейблом экодизайнера Рогана Грегори, получившего прошлой осенью престижную награду Vogue Fashion Fund Awards - фонда при Совете модных дизайнеров Америки.
Правда, дизайнеру, вставшему на путь «зелёной» моды, предстоит столкнуться с множеством проблем. «Трудно найти альтернативные материалы, которые по своим качествам сравнимы с традиционными, к которым привыкли клиенты», - говорит Скотт Хан, основавший вместе с Грегори брэнд Rogan and Loomstate. Например, органический хлопок (выращенный с подкормкой из смеси чеснока, перца чили и мыла) в составе одежды практически не отличается от хлопка, выращенного с использованием химических удобрений. Но у некоторых популярных синтетических материалов - например эластичного нейлона - экологичных аналогов фактически и нет.
По мнению Ребекки Эрлей из британского Колледжа искусств в Челси, разработка высококачественных «зелёных» заменителей - всего лишь вопрос времени, а вот проблема загрязнения окружающей среды из-за индустрии моды может оказаться фатальной, если не заняться ею прямо сейчас. По ее словам, средний британец сегодня покупает в два раза больше одежды, чем 10 лет назад. При этом на производство, скажем, одной хлопчатобумажной футболки уходит более 2000 литров воды и 40 граммов пестицидов. К тому же мода с каждым годом меняется всё быстрее: система fast fashion, когда марки создают новые коллекции чуть ли не два раза в месяц, увеличила обороты на много миллионов таких хлопчатобумажных футболок. Их носят, выбрасывают и покупают новые - этот беспрерывный процесс приносит огромную прибыль, и отказаться от такого лакомого куска, конечно, очень сложно.
Так что модельеров приходится подталкивать к созданию экоколлекций. С прошлого года организаторы влиятельной выставки Designers & Agents не берут с молодых «зелёных» дизайнеров комиссию за участие в своих весенних показах в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Сегодня в числе участников выставки насчитывается более 50 «зелёных» дизайнеров, а два года назад их было лишь около десятка. В конце прошлого года Marks & Spencer и Harvey Nichols выступили с громким заявлением, обещая потратить по $2 млн на популяризацию экомоды. В середине апреля крупнейшая в мире розничная сеть Wal-Mart запускает масштабный проект в поддержку фермеров - производителей органической продукции: компания будет закупать сертифицированный органический хлопок по завышенным ценам, тем самым стимулируя поставки ключевого экологичного материала. «Мы вот-вот станем частью мейнстрима», - радуется Скотт Хан.
До мейнстрима экомоде, конечно, еще очень далеко: по данным Маршалла Коэна, главного аналитика по текстильной промышленности из агентства маркетинговых исследований NPD Group, в объеме продаж одежды в США на долю «зелёных» приходится менее 1%. Правда, уже 18% потребителей знают о существовании экомоды; четыре года назад таких было лишь 6%. Только с 2001-го по 2005 гг. объемы продаж «органической одежды» в Штатах выросли на 55%.Сейчас на Западе уже введена специальная система маркировки - с так называемыми «эколейблами», которые означают, что были прослежены все стадии «жизненного цикла» продукта. Специалисты очень рассчитывают, что рано или поздно покупатели начнут обращать на эти бирочки внимание.